Что делать, если через некоторое время после покупки товара вы обнаружили в нем дефект? В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» вы вправе потребовать уменьшения цены, устранения дефекта за счет Продавца либо замены некачественного товара на аналогичный.
В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара (например, бытовой техники) потребитель в случае обнаружения недостатков вправе предъявить требование о замене товара на аналогичный в течение 15 дней со дня покупки. В этот же срок покупатель может вернуть товар обратно в магазин и потребовать назад уплаченные за него деньги.
Если же недостатки товара обнаружены по истечении 15 дней, то требовать возврата денег или замены товара можно в следующих случаях:
— обнаруженный недостаток является существенным (его сложно или невозможно устранить);
— продавец нарушил срок ремонта товара (срок устранения недостатков товара в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» не должен превышать 45 дней, при этом отсутствие необходимых запчастей или материалов, для ремонта не является основанием для увеличения этого срока);
— после ремонта недостатки возникают вновь.
Если продавцом предоставлена гарантия качества на товар, то обязанность доказать причины возникновения поломки лежит на продавце.
Действия покупателя при обнаружении в товаре недостатков
Первое, что необходимо сделать – это обратиться в магазин, в котором был приобретен товар с требованием о возврате денег, либо о замене товара на аналогичный или об уменьшении цены.
Не забудьте: выбор действий предоставлен потребителю и продавец не вправе решать, как именно поступить в данной ситуации.
Очень часто продавцы неохотно соглашаются возвращать деньги за некачественный товар и уговаривают покупателя поменять товар на аналогичный или вовсе заявляют, что возврат денег не производят, а могут лишь предоставить скидку (вернуть часть денег, как правило незначительную).
Если вы твердо решили отказаться от товара и вернуть деньги в полном объеме – это ваше право и отказ продавца в таком случае является незаконным.
Если, придя в магазин, вы обнаруживаете, что конструктивного диалога не получается и продавец под разными предлогами пытается от вас отмахнуться («нет администрации», «сегодня работает другая смена / другой кассир и возврат невозможен») либо вам предлагают прийти в другой день, то свое требование необходимо оформить письменно.
В свободной форме укажите когда и какой товар (наименование, марка, модель, артикул) вы приобрели, стоимость товара. Далее опишите, какие именно недостатки имеются, когда и при каких обстоятельствах вы их обнаружили. Не забудьте указать свое требование, например, «прошу вернуть деньги в размере 00,00 руб.». К заявлению необходимо приложить кассовый чек (на всякий случай снимите с него копию и сохраните ее). Если кассовый чек вами утерян, об этом также следует указать в заявлении. В случае утери кассового чека вы можете указать в заявлении имена свидетелей, которые могут подтвердить факт совершения вами этой покупки именно в этом магазине.
В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» отсутствие чека не основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. Даже если кассовый чек потребителем не сохранен, продавец обязан принять товар и при необходимости провести за свой счет экспертизу с целью установления причин, приведших к поломке.
Письменное требование необходимо составить в двух экземплярах, один из которых вы отдадите продавцу, а на втором продавец должен поставить отметку о принятии. Обратите внимание: отметка о принятии должна содержать фамилию и инициалы сотрудника магазина, его должность, подпись, дату. При этом наличие печати является не обязательным, но желательным.
Что делать, если сотрудники магазина отказываются принять ваше требование или отказываются ставить отметку о принятии?
Если вручить требование с проставлением не нем отметки не удалось, то его можно направить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложений. Данному письму при отправке почтовое отделение присвоит идентификатор, с помощью которого на сайте Почты России вы сможете отследить движение письма и узнать дату его вручения адресата. Сервис «отслеживание почтовых отправлений»
Если в своем требовании вы указали, что желаете произвести возврат денежных средств или просите об уменьшение цены, то такое требование должно быть удовлетворено продавцом в течение 10 дней с момента вручения ему соответствующего письма (ст. 22 Закона «О защите прав потребителей»).
Что делать, если продавец согласился вернуть вам деньги или заменить товар, однако требует, чтобы вы самостоятельно и за свой счет вернули бракованный товар в магазин?
Если товар тяжелый или крупногабаритный, то доставка бракованного товара для ремонта или замены и последующий возврат товара потребителю (после ремонта) – обязанность продавца!
Эта обязанность предусмотрена п. 7 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». В случае, если продавец отказался доставлять неисправный товар за свой счет, потребитель вправе сделать это самостоятельно и потребовать от продавца компенсации расходов на доставку.
Если в установленный срок продавец вам не ответил, то это повод обратиться в суд с исковым заявлением. Правила составления искового заявления и перечень документов, которые необходимо приложить к иску указаны в ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей не облагаются государственной пошлиной, также граждане вправе самостоятельно выбирать суд общей юрисдикции, в который они будут обращаться: это может быть суд как по месту жительства потребителя, так и суд по месту совершения покупки. Это относится и к тем случаям, когда юридический адрес продавца (ответчика) находится в другом городе, когда продавцом является крупная торговая сеть.
Для того, чтобы максимально быстро и эффективно разрешить возникшую проблему, обратитесь за помощью к юристу. Грамотно составленное исковое заявление – это уже половина успеха!
Помните, что в случае выигрыша, расходы по выплате гонорара юристу Вы сможете взыскать с Вашего ответчика.