Положение об адвокатуре 1939 года
За период советской адвокатуры с 1939 по 1980 годы было принято четыре нормативных акта, регулирующих адвокатскую деятельность, по которым отслеживается как изменялась адвокатура в указанный период.
16 августа 1939 года Советом народных комиссаров СССР было принято «Положение об адвокатуре СССР», которое действовало вплоть до 1962 года. Именно благодаря этому акту законодательно вошло в обиход само слово «адвокат».
Организация адвокатуры в период действия данного положения выглядела следующим образом. Согласно положению создавались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов, которые являлись добровольными профессиональными объединениями на правах юридических лиц. Высшим органом управления являлось общее собрание, которое проводилось 2 раза в год и на котором избирался президиум и председатель президиума. В полномочия президиума входили вопросы приема и исключения из адвокатуры, дисциплинарное производство, административные и финансовые вопросы.
Адвокаты работали в специальном учреждении — юридической консультации, руководство которой осуществлял заведующий. Требования предъявляемые к адвокатам это отсутствие судимости и лишения избирательных прав, отсутствие статуса обвиняемого, подсудимого. Адвокат не мог заниматься иной деятельностью кроме научной и преподавательской и работы на выборных должностях. Основаниями для исключения из адвокатуры являлись совершение преступления, установленного приговором суда, совершение проступков, порочащих звание советского адвоката, нарушение правил внутреннего трудового распорядка коллегии адвокатов.
Мерами дисциплинарного воздействия, применяемыми к адвокату были замечание, выговор, строгий выговор, отстранение от работы на срок до шести месяцев, исключение из состава коллегии. Положение об адвокатуре 1939 года также определило виды юридической помощи, оказываемой адвокатами – юридические консультации, составление заявлений, жалоб и других документов, участие адвокатов в судебных процессах по уголовным и гражданским делам.
Положение уже на тот момент содержало профессиональные требования к лицам, поступающим в адвокатуру, хоть и альтернативные. Для вступления в ряды адвокатов необходимо было иметь высшее юридическое образование или же окончить юридическую школу в совокупности со стажем работы в органах юстиции или же иметь трехлетний стаж работы следователем , судьей, прокурором, юрисконсультом, без требования к уровню образования. Данное положение отражало общий уровень правовой грамотности того периода времени, в предшествующий период с 1935 по 1936 год была организован компания по сдаче работниками юстиции юрминимума, которая была полностью провальной, более половины работников юстиции юрминимум так и не сдали, а положительные результаты были почти полностью сфальсифицированы.
Советская адвокатура образца 1939 года формально была независимой от государства, однако Народный комиссариат юстиции осуществлял организацию и общее руководство деятельностью коллегий адвокатов, наложенное на адвоката дисциплинарное взыскание можно было обжаловать в Наркомюст, народный комиссар имел право отвода принятых в коллегию адвокатов.
Развитие адвокатуры советского периода
25 июля 1962 года принято «Положение об адвокатуре РСФСР», которое в целом согласуется с Положением 1939 года, но имело ряд важных новшеств.
Так, для поступления в адвокатуру предъявлялись более серьезные профессиональные и образовательные требования. Адвокатом мог стать гражданин СССР, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее двух лет, либо прошедший стажировку в коллегии адвокатов не менее шести месяцев. В виде исключения в члены коллегии адвокатов могли быть приняты с разрешения Совета Министров республики, Московского, Ленинградского горсовета лица без высшего юридического образования при наличии стажа работы по специальности юриста не менее пяти лет.
Подверглись изменению и основания исключения из коллегии: профессиональная непригодность, систематическое нарушение правил трудового распорядка и недобросовестное выполнение обязанностей, получение денежного вознаграждения, не попавшего в кассу юридической консультации, совершение проступков, порочащих звание советского адвоката, совершение преступления. Несколько изменилась и структура адвокатского самоуправления, появилась ревизионная комиссия, в коллегиях насчитывающих более 300 адвокатов вместо общего собрания членов могла созываться конференция. Административные функции по прежнему возлагались на избираемый общим собранием президиум во главе с председателем.
Закон об адвокатуре СССР и Положение об адвокатуре РСФСР
30 ноября 1979 года был принят «Закон об адвокатуре СССР», а еще менее чем через год — 20 ноября 1980 года принято «Положение об адвокатуре РСФСР». Указанные источники практически не отличались по своему содержанию, но более полно регулировали адвокатскую деятельность по сравнению с предшествующими нормативными актами. По прежнему организация адвокатуры состояла из областных, краевых, городских коллегий, которыми управлял президиум во главе с председателем, контрольно-ревизионным органом была ревизионная комиссия. Президиум, председатель и ревизионная комиссия были выборными органами и избирались общим собранием членов коллегии сроком на три года. Президиум коллегии наряду с управленческими функциями также осуществлял прием и исключение из коллегии, дисциплинарный надзор за деятельностью адвокатов. Новшеством в указанных нормативных актах было то, что Закон и Положение определяли случаи оказания адвокатом бесплатной юридической помощи – ведение дел о взыскании алиментов и трудовых споров, составление жалоб граждан на избирательные нарушения, консультации народных депутатов, консультации членов товарищеских судов и народных дружин. Также наряду с мерами дисциплинарных взысканий, налагаемых на адвокатов определены меры поощрения – объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, грамотой, занесение в Книгу и Доску почета. Ценз для поступления в адвокатуру остался практически неизменным, за исключением того, что адвокатом не мог стать претендент без высшего юридического образования даже по рекомендации Минюста. Однако, был негласный ценз — ограничение количества адвокатом Министром юстиции, Минюст устанавливал квоты на количество адвокатов.
Закон об адвокатуре в СССР и Положение об адвокатуре в РСФСР действовали и после распада Советского Союза более 10 лет вплоть до принятия Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Выдающиеся советские адвокаты: