Статьи

Приватизация служебной квартиры в судебном порядке

В июле 2014 г. ко мне на юридическую консультацию пришла доверитель с вопросом приватизации квартиры, которая рассказала, что проживает в квартире, числящейся за администрацией Красногорского района и, как ей пояснили в Комитете по управлению муниципальным имуществом, занимаемая ей квартира служебная и не может быть приватизирована.


В статье 4 Закона «О приватизации жилищного фонда», установлен запрет на приватизацию квартир, которые имеют статус служебных. Однако, квартира может быть лишь формально отнесена к специализированому жилищному фонду и иметь статус служебной, а в действительности в качестве таковой не использоваться, либо могут быть иные обстоятельства, при которых квартира уже утратила статус служебной, однако такой статус по каким то причинам не снят и квартира продолжает числиться как служебная. Выяснилось, что квартира предоставлялась в 1991 году, как работнику государственного предприятия – ПТО городского хозяйства, в качестве служебной, отчиму моей клиентки, ныне покойному. Указанное предприятие в 1992 году, в том числе вместе со спорной квартирой, Решением Мособлсовета было передано в собственность Красногорского района.


Был выбран единственно верный путь в нашей ситуации – предъявить иск в суд с соответствующими требованиями. Обратившись формально в Красногорское КУМИ, и получив отказ, мы обратились в Красногорский суд.


В заявлении мы сослались на следующее:

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», общежития, которые ранее находились в собственности государственных предприятий и переданы в собственность муниципального образования, теряют статус общежитий и к ним должны применяться нормы Жилищного кодекса о договоре социального найма. Однако, спорная квартира была в статусе служебной, а не общежития, поэтому мы просили суд применить аналогию закона, сославшись на статью 7 Жилищного кодекса, так как последствия перехода служебной квартиры, ранее принадлежавшей гос. предприятию, в муниципальную собственность, прямо не урегулированы законодательством.


Нами было заявлено, что квартира не является служебной еще с 1992 года, то есть с момента её передачи в собственность Красногорского района. Для закрепления своей позиции нами были приведены нормы Жилищного кодекса РФ и старого Жилищного кодекса РСФСР, так как правоотношения возникли и продолжались до введения в действие нового кодекса, сводящиеся к тому, что квартира выделялась работнику, состоящему в трудовых отношениях с собственником квартиры, и после прекращения трудовых отношений, а также после смерти работника, члены семьи, которые являются нанимателями, не могут быть выселены из квартиры.


Таким образом, так как моя доверитель в трудовых отношениях ни с ПТО городского хозяйства, ни с Администрацией Красногорского района не состояла и не состоит, а выселить ее нельзя, квартира фактически не может быть использована собственником в дальнейшем как служебная. На этот счет в Определении Конституционного Суда РФ № 229-О от 14.12.1999 г. и Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от 24.10.2000 г., говориться, что при определении круга объектов, не подлежащих приватизации, должно учитываться фактическое целевое использование жилого помещения и перспективы такого использования в дальнейшем. То есть, если квартира, как в нашем случае, имеет формально статус служебной, но фактически как служебная не используется и не может использоваться в качестве таковой в дальнейшем, то такое жилое помещение следует считать как квартиру, занимаемую по договору социального найма, и соответственно, подлежащую приватизации.


Красногорский городской суд согласился с нашими доводами и удовлетворил иск.


Юрист Зуев А.В.

Нет комментариев

Добавить комментарий